История Китая связанна с множеством и разнообразием письменных источников, которые, в сочетании с археологическими данными, позволяют понять политическую жизнь и социальные процессы, начиная с глубокой древности.
Для китайской цивилизации со времён Конфуция была характерна высокая социально-политическая активность каждого человека, направленная на достижение счастья и благополучия именно в земной жизни — при этом судьба его зависела не от божественного предопределения, а от собственных усилий. И сегодня мы можем на яву увидеть, как китайцы пытаются собственноручно, прилагая немало усилий, заработать деньги себе на счастье.
По утверждениям китайских учёных, возраст Китая может составлять пять тысяч лет и более при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Очень давно имеется система административного управления, которое совершенствовалась сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства. Экономика Китая основывалась на развитом земледелии. Рис и другие культуры вырасщивались в этой стране веками. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.). Политика мира и спокойствия культивировалась в умах этого народа.
С политической точки зрения Китай в течение нескольких тысячелетий терпел циклические изменения. То был период политического единства, через некоторое время менялся распадом, причём в ряде случаев частично или полностью становился частью иностранных государств (например, империй Юань и Цин). Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям захватчиков, однако большинство из них рано или поздно сами подвергались захвату местными жителями и, современем, становились частью китайского народа. А территории их государств обычно включались в территорию Китая. Современное китайское государство и общество является результатом многовекового культурного и политического взаимопроникновения и взаимодействия с многочисленными окружающими азиатскими народами, сопровождавшегося перемещениями многомиллионных людских масс и многовековой ханьской ассимиляцией. При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как исторические части Китая.